13 Сентябрь 2017

Основные психологические факторы, которые способствуют развития функции обучающейся среды

Основные психологические факторы, которые способствуют развития функции обучающейся среды

Определим ниже основные психологические факторы, которые способствуют развивающей функции обучающей среды.

Система содержания учебы должна включать две подсистемы: Сд-1 — это знания, которые образуют определенный учебный предмет, и Сд-2 — это знания, которые добавляются к Сд-1, чтобы обеспечить усвоение этой подсистемы знаний, а также знаний, необходимых для достижения учебных целей — как ближайших, так и отдаленных. К этому можно прибавить, что учитель должен способствовать усвоению учеником также и так называемого Сд-3, то есть знаний о собственной деятельности. При определении Сд-2 необходимо также учитывать: знания, которые входят в социальный опыт, которые должен усвоить ученик (также учитывать закономерности усвоения знаний и умений — имеется в виду «знаниевая» компонента умений).

Основной принцип эффективного усвоения знаний можно сформулировать так: все важнейшие компоненты должны выступать как прямой продукт действий ученика. Продемонстрируем это на примере усвоения знаний, которые обеспечивают достижение ближайшей обучающей цели — формирование обобщенного способа развязывания задач определенного типа. Согласно этому принципу учеба должна быть построена таким образом, чтобы в качестве прямого продукта действий учеников выступала не только «знаниевая» компонента исполнительной части способа действий, но и собственно ориентировочная часть и ориентирование на исполнительную часть (планирование) и контроль.

Учебная деятельность осуществляется путем развязывания задач, и развивающий характер обучающей среды в значительной степени зависит от того, какие именно задачи решают ученики. Один из основных принципов выбора таких задач — учет потенциала развития учеников, согласно которому ученикам сначала предлагают задачи, какие они могут решить с помощью учителя, и постепенно уменьшают меру помощи.

Важным фактором эффективности обучающей среды является характер помощи, которая осуществляется каналами обратной связи. Основной принцип выбора характера и меры деятельности: она должна способствовать не столько решению поставленной задачи, сколько усвоению обобщенного способа решения задач определенного типа, то есть ближайшей обучающей цели, с прицелом на достижение отдаленных целей.

Учеба как совместная деятельность является системой с двухуровневым управлением учебной деятельностью — внешним и внутренним. Оптимальное распределение функций управления учебной деятельностью отражает один из ведущих принципов организации развивающей учебы — предоставления ученикам как можно больше свободы принятия решений относительно своей деятельности с учетом их способностей к принятию правильного решения.

Разные учебные среды имеют неодинаковые возможности относительно практической реализации этого принципа. Наибольшие возможности имеют среды, которые реализуют дистанционную учебу. Современные ее технологии предоставляют ученикам невиданные возможности выбора основных аспектов своей деятельности, начиная от выбора времени для учебы, трудности задач, характера и меры помощи и заканчивая выбором последовательности изучения учебного материала и даже созданием учебника «для себя» (путем добавления самостоятельно найденного материала к содержанию учебника).

Реализация этих возможностей позволяет построить учебу с учетом психологических особенностей учеников, их потребностей. Одна из принципиальных особенностей обучающей среды заключается в том, что она не определяет однозначно ни объема той информации, которую усваивает ученик, ни систем задач, что решает ученик. Первое предопределено не только тем, что ученик может получить информацию из других источников, например, СМИ. Предоставление ученикам возможности приобщиться к информационным ресурсам мировой сокровищницы знаний делает безграничным объем информации, доступной ученикам.

Расширение системы задач, которая предлагается учителем, то есть доопределение учебных задач, является важным фактором психического развития учеников, влияние которого в значительной степени зависит именно от направления задач, которые ставит ученик самостоятельно. Побуждение учеников к доопределению учебных задач является важной предпосылкой развивающего потенциала обучающей среды.

Как известно, эффективность учебы в значительной степени зависит от мотивации учеников. Именно поэтому необходимо заботиться о формировании и развитии собственно учебных (внутренних) мотивов и широких познавательных мотивов. Среди этих факторов существенное место принадлежит поощрению учеников. При этом необходимо придерживаться таких принципов: а) поощрять учеников целесообразно лишь тогда, когда успешное решения задач ученики рассматривают как свой успех, связанный с преодолением существенных трудностей; б) поощрять учеников необходимо непосредственно после получения ими результатов, какие они оценивают как определенную победу.

Развивающий эффект обучающей среды в значительной степени зависит от индивидуальных психологических особенностей учеников. При этом следует учитывать способности к самоактуализации, благодаря чему ученик может преодолеть определенные ограничения обучающей среды и относительно ее содержания, и относительно учебных задач, и относительно определенных огрехов в корректировке процесса решения учебных задач и тому подобное.